Preview

Медицина и экология

Расширенный поиск
№ 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА 

8-9 124
Аннотация

В статье приводятся результаты исследования генотоксического воздействия атмосферного воздуха на апикальную меристему древесных растений, произрастающих в крупном промышленном центре. Было обнаружено, что загрязнение атмосферы увеличивает частоту образования микроядер в клетках меристемы черного тополя и карликового вяза.

10-18 173
Аннотация

Болезнь Паркинсона является прогрессирующим, клинически вариабельным нейродегенеративным заболеванием, и прогнозируется, что его распространенность удвоится в течение следующих 20 лет. Практика показывает, что диагноз болезни Паркинсона ставится на основании клинических проявлений, и ключевыми симптомами являются брадикинезия, ригидность и тремор. Помимо моторных дефектов, болезнь Паркинсона также связана с немоторными симптомами, включая вегетативную дисфункцию, депрессию, тревогу и галлюцинации, что может затруднить первоначальную диагностику болезни Паркинсона. Терапия при моторном дефекте включает препараты на основе леводопы/карбидопы, ингибиторы моноаминооксидазы-В и агонисты дофамина. Однако длительное использование и более высокие дозы леводопы не продемонстрировала способность замедлять прогрессирование заболевания, приводя с течением времени к дискинезиям и колебаниям моторных симптомов. В связи с чем, в мировой практике применяются нейрохирургические методы лечения для тех, у которых не достигается адекватный контроль при терапии леводопой. Несмотря на то, что при болезни Паркинсона основополагающим является помощь невролога, врач общей практики часто является первым звеном для пациентов с ранними симптомами, которым требуется лечение и консультация специалиста.
Цель исследования: анализ клинических случаев болезни Паркинсона по Карагандинской области и составление плана маршрутизации.
Материалы и методы: проведен ретроспективный анализ амбулаторных и стационарных карт с верифицированным диагнозом болезнь Паркинсона согласно возрасту, половому составу, клиническим стадиям по модифицированной шкале Хён – Яр, выбора терапии и выявленных осложнений. Предоставлен алгоритм действий на амбулаторном уровне, способствующий эффективному междисциплинарному подходу между врачом общей практики, неврологом и кабинетом экстрапирамидных расстройств.
Результаты. Средний возраст пациентов заболеваемостью болезни Паркинсона в Карагандинской области составил 66,5±9,02. В 1,6 раз преобладает частота встречаемости у женщин (n=138, 62,4 %), нежели у мужчин (n=83 37,5 %). В структуре заболеваемости распространенной возрастной группой среди женщин стал возраст от 60 до 69 лет (n=66), для мужчин в равной степени от 60 до 79 лет (n=54). Выявлены альтернативные методы нейрохирургического лечения, которые могут быть рассмотрены у отдельных пациентов с БП для улучшения моторных симптомов. Средняя длительность заболевания составило 7,3±2,3 (диапазон 49-71 лет) при отборе пациентов на хирургическое лечение согласно международным показаниям для глубокой стимуляции головного мозга.
Заключение. В данном научном исследовании был проведен ретроспективный анализ гендерных, возрастных данных, клинических стадий по модифицированной шкале Хён-Яр, выбора терапии и выявленных осложнений с установленным диагнозом болезнь Паркинсона по Карагандинской области, а также проведена сравнительная характеристика с имеющейся мировой статистикой, выявлены расхождения показателей, а также обозначена наиболее вероятная причина их несоответствия, описаны основные методы лечения применяемые в международной практике с последующим сопоставлением в практике по Казахстану и Карагандинской области.

19-22 225
Аннотация

В современных условиях профессиональная деятельность человека сопровождается влиянием многообразных неблагоприятных факторов, вызывающие негативные эмоции и значительные нервно-психологические нагрузки. Работа медицинской сестры не является исключением. В связи с высокими психоэмоциональными и физическими нагрузками в работе медицинской сестры, стоит отметить повышение уровня стресса у медицинских работников, что ведет к ухудшению здоровья и рабочей деятельности.
Значительную работу выполняют медицинские сестры в операционных отделениях. В различных операционных проводятся анестезиологические, диагностические и терапевтические процедуры, которые могут быть как плановыми, так и экстренными. Операционная медсестра должна уметь применять теоретические навыки на практике. Кроме того, в операционной комнате медицинская сестра должна применять навыки междисциплинарных практик и работы в команде. Медицинский персонал операционного отделения также проводит работу над улучшением практики ухода за пациентами.
В связи с тем, что сестринское дело присутствует на всех этапах операционного лечения пациента, можно утверждать, что медицинская сестра является проводником изменений для преобразования системы здравоохранения в лучшую сторону.
Хронический стресс, с которым сталкиваются медицинские сестры, может повышать риск развития депрессии. В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе операционной медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА 

23-28 120
Аннотация

Цель: Оценка динамики и уровня sCD14-ST в сыворотке крови в развития SIRS, инфекционно-воспалительных осложнений, органной дисфункции и летальности у пациентов оперированных по поводу колоректального рака (КРР), а также по поводу острой кишечной непроходимости (ОКН) опухолевого и неопухолевого генеза.
Материалы и методы: В исследовании участвовало 120 пациентов: 1 группа - 50 пациентов с КРР без ОКН; 2 группа - 40 пациентов с опухолевой ОКН; 3 группа - 30 пациентов с неопухолевой ОКН. sCD14-ST определялся в сыворотке крови методом иммуноферментного анализа за час до оперативного вмешательства и через 72 часа после него.
Результаты и обсуждение: У пациентов с КРР уровень sCD14-ST на 3-и сутки после операции был в 2,4 раза выше у умерших пациентов (Z=-2,630, р=0,009), а у пациентов с органными дисфункциями наблюдалось повышение уровня sCD14-ST в динамике на 30%, в то время как у пациентов без них sCD14-ST снизился на 18% (Z=- 2,468, p=0,014). При значении sCD14-ST на 3-и сутки после операции >520 пг/мл риск возникновения летального исхода в 12,3 раза выше (OR 12,3, CI 2,34-64,20). При повышении уровня sCD14-ST в динамике от исходного или его снижении не более 8,8 пг/мл риск возникновения органных дисфункций в 6,5 раз выше, чем при его большем снижении (OR 6,5, CI 1,66-25,83).
Заключение: Достоверно худшие результаты и прогноз наблюдались у пациентов с КРР с более высокими уровнями sCD14-ST на 3-и сутки после операции.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА 

29-31 108
Аннотация

В статье рассмотрено влияние «Фаст-фуда» на показатели крови самок беспородных белых крыс. Кормление самок беспородных белых крыс «фаст-фудом» вызывало физиологические нарушения, а также изменения состава крови. В ходе эксперимента наблюдалось беспокойное поведение крыс, постоянное чувство голода, нарушение концентрации внимания. Во время выздоровления крысы оставались спокойными, но беспокойными.
В ходе эксперимента в 1-й группе (опытной) наблюдалось повышение тромбоцитов и гемоглобина. При стрессовом состоянии количество тромбоцитов увеличилось, повыселось содержание гемоглабина в крови, в следствие изменения показателей крови, организм пытается максимально адаптироваться к изменениям, в следствии чего наблюдалась потеря аппетита и агрессивное поведение у экспериментальных животных.

32-34 98
Аннотация

В статье описывается гамма-излучение и то, как оно влияет на организм. Гамма-лучи-это короткие электромагнитные волны, которые могут проникать на очень глубоком уровне. Ионизация клеток приводит к нарушению химических процессов и химических связей. Поэтому под воздействием радиации в организме человека происходят необратимые изменения и деформации. Взаимодействие гамма-излучения с клетками организма также может вызывать генетические аномалии.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

35-38 338
Аннотация

Роль медицинской сестры в реализации первого этапа сестринского процесса при заболеваниях системы органов дыхания, является одной из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела. По прогнозам ВОЗ к 2030 году ХОБЛ станет третьей по значимости причиной смерти в мире. Цель исследования, заключается в том, чтобы при изучении особенностей работы медицинской сестры выявить часто встречающиеся проблемы в проведении первого этапа сестринского процесса при заболеваниях системы органов дыхания. Данное исследование было проведено с помощью анкетирования пациентов в оценке качества проведения первого этапа сестринского процесса, а также проведением наблюдения за медицинскими сестрами в период организации первого этапа сестринского процесса. Проведенный анализ эффективности деятельности специалиста сестринского дела с целью выявления проблем в организации первого этапа сестринского процесса, позволил выявить дефекты в оформлении официальных данных, паспортной части, анамнезе заболевания, эпидемиологическом и аллергологическом анамнезе.

39-41 178
Аннотация

Проявление COVID-19 в мире создало проблемы для специалистов различного профиля не только в плане оперативной диагностики и лечения заболевания, но и в оказании качественной медицинской помощи, включая реабилитационные мероприятия во время и после перенесенной коронавирусной инфекции. В связи с этим настоящая статья представлена с целью предложить новые технологии сестринского процесса для определения психического состояния и депрессии у пациентов с постковидным синдромом на основе данных доказательной медицины.

42-45 116
Аннотация

Статья «Совершенствования деятельности медицинских организации оказывающих высоко технологическую медицинскую помощь населению» посвящена о работе высоко технологичной медицинской помощи населению в Карагандинской области. Высоко технологичная медицинская помощь является очень затратным, но высокоэффективным видом медицинской помощи, приводящим к существенному и стойкому улучшению состояния здоровья, качества жизни пациентов и является очень весьма востребованным видом медицинской помощи населению.ВТМП позволяет оптимизировать качество диагностики и лечения, повысить их результативность.Место проведения исследовательской работы являлась городские больницы №1,2,3 города Караганды а также медицинский учетный документ формы №30 за 2016-2020 годы.Медицинская организация, предоставляющая ВТМП (высоко технологичная медицинская помощь), рассматривает направление на лечение вместе с документами пациента на портале в течение двух рабочих дней с момента получения и определяет дату госпитализации в стационар. Организация здравоохранения по утвержденному месту жительства пациента проверяет дату поступления на лечение по направлению, указанному организацией здравоохранения на портале, и информирует пациента о дате поступления в стационар в течение одного рабочего дня.

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

46-49 125
Аннотация

В статье рассматриваются методы повышения качества медицинского образования с широким применением современных образовательных технологий. Одним из таких методов является метод написания научной статьи. Среди студентов была проведена исследовательская работа по написанию научных статей.
Материалы и методы исследования. Для респондентов проводился лекция на тему «Противогрибковые и противовирусные вещества». В лекции приняли участие все студенты, обучающиеся в группе. Тема выбрана в соответствии с рабочей программой и утвержденным тематическим планом практических занятий. Таким образом, студентам сначала была предоставлена дополнительная информация для исследования, а затем был проведен тестовый контроль. Результаты оценивались по сравнению с контрольными группами.
Результаты исследования показали, что, написав научную работу, студенты закрепили полученные знания в теоретической и практической областях и усовершенствовали свое клиническое мышление, проводя всестороннее исследование.

50-54 105
Аннотация

В статье рассматривается использование психологического тренинга в процессе организации учебного процесса в Медицинском Вузе, система образования в высшей школе, а также изменения характера и функций профессионального образования в современное время. Описываются методы активного обучения. Раскрывается понятие тренинга, психологического тренинга, обосновываются различные подходы к пониманию тренинговой формы проведения занятий. Проанализирован психолого-педагогический опытиспользования тренинговой формы проведения занятий в высшей школе. Рассматриваются диагностическая, профилактическая, преобразующая, корректирующая функции психологического тренинга, особенности их влияния на групповую работу. Выделяются преимущества и ограничения тренинговой работы, возможность использовать сильные стороны групповой работы в использовании психологического тренинга для студентов. Раскрываются формирующие, развивающие, обучающие тренинговые программы, на основе которых создается анкета для выяснения наиболее актуальных программ в системе высшего образования. Обосновывается внедрение тренинговой формы организации процесса обучения в высшей школе на основе проведенного анкетирования со студентами второго года обучения Медицинского университета. Выделяются основные структурные компоненты тренинговой организации практических занятий со студентами.Приведены результаты в процентном соотношении выбора студентов наиболее эффективных и актуальных тренинговых направлений работы. Обосновывается необходимость обязательного использования активных и интерактивных форм и методов обучения, благодаря которым, происходит актуализация и эффективное усвоение знаний, включение их в систему индивидуального опыта студента. В особенности, обучающие тренинги, направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные тренинги, тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост, обучающие тренинги, как наиболее предпочтительные по результатам анкетирования студентов.

55-59 142
Аннотация

При совершенствовании специальной подготовки будущих ученых-медиков очень важно коренным образом изменить их гуманитарную подготовку, особенно по всем возможным последствиям результатов научно-исследовательской и практической деятельности, повысить в их сознании философскую культуру мышления и личную нравственную ответственность. Необходимо определить значение науки философии для современных студентов - для будущих врачей, изучающиеся современных медицинских наук. В представленной работе мы попытались доказать важность и значение философской науки для будущих врачей, поскольку философия дает широкие универсальные знания об окружающей нас социокультурной реальности, помогает человеку понять ее место и роль в современном мире. Данная статья написана с целью определения цели, значения, влияния и дающих знания предмета философии для студентов-медиков. В ходе определения были показаны проведенные опыты и исследования, затронутые темы и проводимые работы по философии, а также размышления студентов, связанные с определенной темой. В ходе написания общей статьи мы попытались получить ответы на вопросы о том, какую роль играет предмет философии для студентов-медиков, есть ли у него польза в повседневной личной и профессиональной жизни, есть ли плюсы и минусы.

60-62 119
Аннотация

В статье идёт речь о результатах анкетирования студентов по дисциплине «Современная история Казахстан», которое проводилось регулярно в конце каждого семестра с целью выяснить удовлетворённость обучающихся методами преподавания дисциплины. Приведена сама анкета обратной связи, предложенная коллегам по кафедре автором статьи, а также приводятся и анализируются ответы студентов на вопросы данной анкеты.

63-67 101
Аннотация

Статья посвящена истории изучения казахской интеллигенцией, во главе с Букейханом Алиханом Нурмухамедовичем, процесса становления системы общественного здравоохранения.
Автор знакомит с трудами казахской интеллигенции, их мыслями и взглядами и проводит анализ отражающий историческое значение и актуальность темы.

68-71 147
Аннотация

В статье приведен опыт кафедры морфологии и физиологии (блок гистология) Медицинского университета Караганды по работе в дистанционном формате образовательного процесса во время развития пандемии COVID-19. Обсуждены особенности лекционного курса, использование различных платформ для проведения практических занятий, методическое обеспечение дистанционного образования, особенности обратной связи со студентами. Обсуждены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения с точки зрения преподавателей.

72-74 112
Аннотация

В статье обсуждается одна из эффективных форм технологий обучения -проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов - Case study. Отмечены преимущества данного метода, даны рекомендации по разработке кейсовых заданий. Приведен пример использования Case study при изучении дисциплины Контроль качества лекарственных средств, а также примеры кейсов.

75-77 148
Аннотация

В статье рассматривается значение применения интерактивных методов обучения в преподавании в медицинских вузах. В статье отражен опыт применения элементов проблемно-ориентированного обучения на кафедре морфологии и физиоологии медицинского университета Караганды. Авторами акцентируется внимание на необходимости применения элементов проблемно-ориентированного обучения, что позволит студентам находить границу своего понимания, строить проблемные вопросы, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, в результате которого идет постоянное обновление знаний. Такое обучение позволяет студенту достигнуть ожидаемого результата и понимать, какой цели хотят достигнуть студенты.

78-81 100
Аннотация

В современных условиях подготовка и воспитание компетентных, мыслящих врачей напрямую связано с современными методами преподавания, с использованием в образовательном процессе интерактивных технологий обучения.
Используемые на кафедре хирургических болезней по дисциплинам офтальмология и оториноларингология современные методы обучения позволяют студентам формировать основные компетенции, способствуют формированию системного мышления современного специалиста, готовых к самостоятельной профессиональной деятельности.

82-91 124
Аннотация

Современная высшая школа готовит полилингвальную и поликультурную личность с использованием педагогической технологии предметно-языкового интегрированного обучения (ПЯИО) (CLIL - Content and Language Integrated Learning). Полилингвальное образование основывается на преподавании на родном и иностранных языках. Языки становятся средством постижения сферы специальных знаний, профессиональной и социокультурной компетенций и дают личности дополнительные шансы конкурировать на мировом рынке специалистов.
Цель работы. Практическая проверка эффективности использования CLIL технологии на занятиях специально-ориентированных дисциплин (СОД) на иностранном языке в вузе.
Материалы и методы. Диагностические (анкетирование, беседы со студентами и преподавателями); обсервационные (наблюдение, тестирование); когнитивно-обобщающие (теоретический анализ психологической, методической и лингвометодической литературы); процесс внедрения CLIL технологии в учебный процесс.
Результаты и обсуждение. Даны методические рекомендации проведения занятий с применением CLIL технологий.
Заключение Преподавателям необходимо быть профессионалом в преподаваемой дисциплине; хорошо владеть иностранным языком, как средством коммуникации в процессе ведения занятия; знать принципы дидактики.
Выводы. Преподавание СОД на иностранном языке предполагает погружение обучающихся в иноязычную дидактическую среду, в пределах которой происходит постепенная предметно-языковая адаптация.

ЮБИЛЕИ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-6045 (Print)
ISSN 2305-6053 (Online)