Preview

Медицина и экология

Расширенный поиск
№ 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА 

5-8 118
Аннотация

Статья посвящена развитию сопутствующей патологии артериальной гипертензии, в том числе хронических заболеваний сосудов, значительно снижает качество жизни и продуктивность больных, а в настоящее время снижение эффективности лечения данного заболевания не только приводит к дополнительным финансовые затраты, но и ухудшает качество жизни пациента.

В контрольную группу вошли мужчины с хроническими заболеваниями вен и артериальной гипертензией. В качестве объекта исследования изучалось качество жизни мужчин трудоспособного возраста с хроническими заболеваниями вен и артериальной гипертензией. В объем исследования вошли 44 мужчины с хроническим заболеванием вен (основная группа) и 16 мужчин без хронического заболевания вен, но с артериальной гипертензией (подгруппа). Критерии, отнесенные к этой группе: мужчины 30-50 лет и лица с нормальным артериальным давлением. Решения по контролю качества жизни пациентов при групповом тестировании составили в общей сложности 790 баллов по опроснику качества жизни, из них 24 (54,5%) балла – мужчины с артериальной гипертензией. В контрольной группе эти данные составили 280 баллов, то есть около 6 (37,5%) баллов. Сравнивая эти показатели, по результатам обследования можно сделать следующий вывод: можно отметить, что качество жизни ниже в подгруппе по сравнению с основной группой (χ2 = 49,7, р=0,0001). В результате сравнительного анализа каждого ответа на анкету, проведенного среди пациентов, было установлено, что одна из причин снижения качества жизни связана с болью в ногах, что показало, что основная группа пациентов сильно беспокоила не только в активное время суток, но и во время ночного сна. Фактор боли в ногах был ведущим фактором в основной группе больных, что показало, что этот фактор особенно беспокоил в утренние часы (р=0,036). В обеих исследуемых группах при оценке работоспособности наблюдались случаи снижения работоспособности больных. Особенности снижения нетрудоспособности проявлялись у больных на самом раннем уровне заболеваемости, но все это обусловило то, что мужчины исследуемой группы не теряли трудоспособности и не применяли в прошлом лекарственные препараты по поводу хронических заболеваний вен. Случаев явной утраты трудоспособности в основной исследуемой группе не было.

Венозное кровообращение считается частью общей системы кровообращения, по этой же причине больные с нарушением артериальной системы крови подвержены патологическому поражению венозной системы крови. При изучении больных с хроническими заболеваниями вен в скандинавских странах сделан вывод, что результаты наших исследований, выявивших сердечно-сосудистые осложнения у большинства больных с хроническими заболеваниями, приводят к резкому падению качества жизни пациентов, наряду с снижение качества жизни больных хроническими заболеваниями вен у мужчин трудоспособного возраста.

КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА 

9-13 130
Аннотация

В статье приведены результаты исследования 62 пациентов с бронхиальной астмой (БА), которые были распределены на 2 группы: в 1-ю группу вошли пациенты (n=34) со средней степенью тяжести БА, во 2-ю – больные (n=28) с тяжелой БА. Утяжеление течения бронхиальной астмы у обследованных больных обусловлено длительностью заболевания, наличием вредных факторов риска, среди которых наибольшее значение имеют неблагоприятные бытовые условия с развитием бытовой сенсибилизации. При тяжелой бронхиальной астме превалирует неконтролируемое течение заболевания со снижением показателей астма-контроль теста в 1,8 раз (р<0,05). При нарастании тяжести воспалительного процесса в дыхательных путях при БА увеличивается уровень АОРР в плазме крови. У больных с бронхиальной астмой установлены следующие особенности окислительного метаболизма: в плазме крови больных БА различной степени тяжести отмечена тенденция к увеличению реактивных карбонильных производных белков, малонового диальдегида, АОРР по сравнению с контролем, что свидетельствует об усилении окислительного метаболизма при развитии патологии.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА 

14-18 138
Аннотация

Стволовые клетки можно использовать в клеточной терапии. Это необходимо для замены поврежденных клеток или с целью регенерации органов. Определение стволовых клеток можно расширить. С этой точки зрения мы можем упомянуть принятие во внимание идеи, согласно которой известно, что эти клетки образуют основу строительного материала. Более того, мы можем упомянуть, что стволовые клетки характеризуются двумя известными свойствами, а именно дифференцировкой и самообновлением. Основываясь на наблюдении, что дифференцировку взрослых стволовых клеток в специфические производные можно контролировать с помощью лабораторных методов, ожидается, что взрослые стволовые клетки могут стать основой для лечения многих и различных типов заболеваний. Регенеративная медицина базируется на использование стволовых, в настоящее время широко известна как одна из самых обсуждаемых тем в биотехнологии. В то же время ученые обращают внимание на влияние регенеративной медицины с использованием стволовых клеток в рутинной медицинской практике для лечения. С этой целью стволовые клетки можно использовать в регенеративной медицине. Принципы регенерации разных типов культур известны с давних времен. В конце 20 века возникла необходимость в высокоэффективных клеточных технологиях, что привело к созданию тканевой инженерии.

19-22 120
Аннотация

В настоящее время одним из перспективных способов приема лекарственных средств являются быстрорастворимые лекарственные формы (в частности, лекарственные пленки), которые имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными лекарственными формами.

В данной работе разработан состав пленок для стоматологии, в который входят в качестве основного действующего компонента – эфирного масла мяты перечной, в качестве пленкообразующей основы – желатин, глицерин, натрий-карбоксиметилцеллюлоза (Na-КМЦ), Твин-80 и вода очищенная. Установлены оптимальные концентрации полимеров, обеспечивающих получение качественных лекарственных форм. Представлены результаты физико-химических, фармако-технологических и биофармацевтических испытаний полученных пленок.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

23-31 137
Аннотация

Болезнь Уилсона – редкое аутосомно-рецесссивное наследственное нарушение метаболизма меди, характеризующееся избыточным отложением меди в тканях, в том числе головного мозга и печени. Генетический дефект, локализованный в локусе 13q14 – q21, оказывает влияние на ген белка ATP7B, транспортирующего медь в печени, с формированием дефектов по типу делеций, вставок или миссенс-мутаций, что нарушает включение меди в церулоплазмин и выведение избытка меди в желчь. Заболевание характеризуется поражением печени, нейропсихиатрическими симптомами, скелетно-мышечными, гематологическими, почечными проявлениями, формированием колец Кайзера-Флейшера и множеством других симптомов в зависимости от своевременности диагностики, стадии, формы течения и терапевтического вмешательства. Организации, исследующие проблемы Болезни Уилсона, регулярно выпускают рекомендации по мере расширения знаний о заболевании и внедрения в практику новых диагностических и лечебных процедур, изменении взглядов на особенности течения болезни. Описанные в статье общие обновления последних международных рекомендаций касаются диагностических алгоритмов, показаний и выбора сроков и методов медикаментозного лечения у пациентов различных групп с Болезнью Уилсона, определения и возможных инструментов мониторинга терапии, включая более полный обзор нейропсихиатрической помощи, с целью раннего внедрения новых данных в практическое здравоохранение.

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

32-40 126
Аннотация

Цель статьи – совершенствования методов и форм обучения студентов необходимо сформировать научно обоснованную единую систему. Подготовка квалифицированных специалистов в высших учебных заведениях требует использования новых усиливающих видов и методов обучения. Необходимо определить и усовершенствовать способы обучения, основанные на инновационных педагогических технологиях. Современные инновационные технологии должны использоваться не только в учебном процессе, но и при подготовке высококонкурентных молодых специалистов, пользующихся высоким спросом на международном рынке. Эффективные способы обучения определяются на уровне образования посредством использования различных методов. Сегодня, наряду с существующими базовыми методами обучения, в учебном процессе часто используются новые методы обучения. Оценка уровня знаний учащихся определяется различными методами обучения.

Следует отметить, что современные иновационные технологии находят широкое применение не только в учебном процессе, но и в подготовке конкурентоспособных молодых специалистов со специализацией, пользующихся высоким спросом на международном рынке. Эффективные пути образования определяются применением различных методов на уровне знаний. На сегодняшний день в учебном процессе наряду со сложившимися основными методами обучения все чаще используются новые методы. Оценка уровня знаний студентов определяется различными методами обучения.

41-44 114
Аннотация

В Школе Фармации НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова» осуществляется реализация совместной образовательной программы «Косметология фармацевтическая» (ОП «ФК»), входящая в группу образовательных программ «Фармация».

Для оптимизации образовательного процесса проведен сравнительный анализ учебных программ СОП КФ ведущих вузов дальнего и ближнего зарубежья. В результате проведенного анализа были составлены образовательные программы по направлениям подготовки, циклу элективных дисциплин с вузом-партнером – университетом информационных технологий и менеджмента г. Жешув (Польша).

Структура и содержание совместной образовательной программы разработана на основе студенто- центрированного подхода в обучении; ОП разработана с участием обучающихся и других стейкхолдеров.

Совместная магистерская программа составляет не менее 120 кредитов ECTS (научно-педагогическое направление) и не менее 60 кредитов ECTS (профильное направление).

45-52 130
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы подготовки STEM-специалистов по реализации совместных образовательных программ (СОП) медицинских и технических университетов в области информационных технологий в здравоохранении. Предлагается модель подготовки СОП через коллаборацию профессиональных стандартов, результатов обучения, требований к специалистам, предъявляемых производственными партнёрами, позволяющих повысить эффективность системы отечественного образования.

53-59 566
Аннотация

В статье проведен анализ традиционного очного и дистанционного формата обучения. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка с марта 2020 года потребовала немедленного изменения формата обучения. Проведено сравнение очного и дистанционного обучения, в ходе которого выделены положительные и отрицательные стороны обоих видов. Выделены проблемные аспекты дистанционного образования. Описан международный опыт срочного перехода на онлайн-обучение. Проанализирован опыт перехода на новый формат обучения в Республике Казахстан.

60-67 128
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена проблемой качества и успешности профессионального обучения ординаторов, важным фактором которой является совокупность мотивов, побуждающих и направляющих к деятельности.

Цель исследования – выявление набора стимулов для успешной профессионализации в период адаптации ординаторов к новой образовательной среде (в первые два месяца) на основе реализации междисциплинарных подходов.

Ведущими методами к исследованию данной проблемы являлись социологическое анкетирование и психодиагностическое тестирование, статистическая обработка количественных результатов исследования. В эксперименте участвовали 369 ординаторов.

Результаты исследования показали, что ведущими мотивами для успешной профессиональной адаптации ординаторов является осознанный выбор места дальнейшего обучения; выбор специальности с учетом имеющихся современных условий на клинических базах и эффективных наставников с имеющимся практическим и педагогическим опытом; выбор кафедры, где заведующий вовлечен в обучение ординаторов и кураторы вовлечены в практическое здравоохранение.

Авторами представлена модель места мотивации ординаторов в компонентах ценностей системы здравоохранения в целом, учитывающая эффективное взаимодействие медицинских организаций и медицинских вузов.

Значимость исследования заключается в том, что полученные результаты способствуют совершенствованию медицинского образования. Материалы исследования могут быть полезны наставникам, кураторам, администрации медицинских университетов.

68-74 142
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы актуальности формирования коммуникативных навыков у студентов медицинских вузов, значимость корректирования методологических аспектов преподавания дисциплины «Коммуникативные навыки», отображаются промежуточные результаты обучения коммуникативным навыкам по программе проекта Эрасмус+. Путем проведения анкетирования студентов с использованием пре- и пост- теста. Исследование проводилось среди студентов первых курсов, длительность обучения составляла один семестр. Анкетирование проводилось в два этапа – на этапе начала и в конце обучения. Приведены международный и отечественный опыт среди медицинских вузов, отображены наиболее значимые достижения в преподавании данной дисциплины. Полученные данные показывают эффективность разработанной методологии в обучающем процессе, прослеживается понимание применения навыков коммуникации в диаде «Врач – пациент» тем самым происходит формирование с самого начала обучения коммуникативной компетентности студентов медицинских вузов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-6045 (Print)
ISSN 2305-6053 (Online)