Preview

Медицина и экология

Расширенный поиск

Междисциплинарное исследование мотивации как фактора успешной профессиональной адаптации ординаторов

https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2023-107-2-60-67

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена проблемой качества и успешности профессионального обучения ординаторов, важным фактором которой является совокупность мотивов, побуждающих и направляющих к деятельности.

Цель исследования – выявление набора стимулов для успешной профессионализации в период адаптации ординаторов к новой образовательной среде (в первые два месяца) на основе реализации междисциплинарных подходов.

Ведущими методами к исследованию данной проблемы являлись социологическое анкетирование и психодиагностическое тестирование, статистическая обработка количественных результатов исследования. В эксперименте участвовали 369 ординаторов.

Результаты исследования показали, что ведущими мотивами для успешной профессиональной адаптации ординаторов является осознанный выбор места дальнейшего обучения; выбор специальности с учетом имеющихся современных условий на клинических базах и эффективных наставников с имеющимся практическим и педагогическим опытом; выбор кафедры, где заведующий вовлечен в обучение ординаторов и кураторы вовлечены в практическое здравоохранение.

Авторами представлена модель места мотивации ординаторов в компонентах ценностей системы здравоохранения в целом, учитывающая эффективное взаимодействие медицинских организаций и медицинских вузов.

Значимость исследования заключается в том, что полученные результаты способствуют совершенствованию медицинского образования. Материалы исследования могут быть полезны наставникам, кураторам, администрации медицинских университетов.

Об авторах

Т. В. Рябова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Татьяна Владимировна Рябова – кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии, руководитель Центра исследования медицинского образования

Казань



Л. М. Мухарямова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Казань



Список литературы

1. Корж Е. В. Педагогическая модель формирования социальной и личностной мотивации врачей – ординаторов к будущей профессиональной деятельности /Е. В. Корж, Е. Л. Бельских, Н. В. Наумова //Наука и образование: новое время. – 2018. – №5. – С. 543-552.

2. Орманбетова Н. Б. Повышение эффективности подготовки специалистов здравоохранения Республики Казахстан в резидентуре //Наука о жизни и здоровье. – 2017. – № 1. – С. 100-103.

3. Плугина М. И. Роль педагогики и психологии в развитии самоактуализации и ценностных ориентаций ординаторов медицинских вузов /М. И. Плугина, Т. А. Майборода //Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2022. – Т.21. – С. 3142. DOI: 10.15829/1728-8800-2022-3142.

4. Рябова Т. В. Исследование факторов профессиональной адаптации ординаторов /Т. В. Рябова, А. Г. Жидяевский, Л. Л. Галимова, Л. М. Мухарямова //Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 209 –216. DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.025.

5. Трегубов В. Н. Совершенствование подготовки врачей-стоматологов в ординатуре посредством их мотивации к образовательной деятельности /В. Н. Трегубов, М. Ю. Кузнецова, А. Е. Дорофеев //Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2021. – Т. 12, №1. – С. 81-90. DOI: 10.33029/2220-8453-2021-12-1-81-90.

6. Тукбекова Б. Т. Роль наставничества в профессиональной адаптации резидентов и обучающихся медицинского вуза /Б. Т. Тукбекова, Г. Т. Ташенова, А. А. Базарбаева // Современные вызовы для медицинского образования и их решения: сборник трудов по материалам Всероссийской учебно-методической конференции. – Курск: КГМУ, 2023. – Т. 2. – С. 262-265.

7. Browne M. C. The difference in communication skills between native Russian and foreign physicians-in-training at Kazan State Medical University /M. C. Browne, S. Alaskari, A. N. Maksudova //Journal of Graduate Medical Education. – 2019 – V. 11, № 6. – P. 725-726. DOI: 10.4300/JGME-D-19-00734.1

8. Deptola A. Motivation and adaptation of residents / A. Deptola // Journal of Graduate Medical Education. – 2021. – Vol. 13, № 1. – Р. 11 – 14. DOI: 10.4300/JGME-D-20-00309.1

9. New edition of WFME Standards for Postgraduate Medical Education. 2.03.23. https://wfme.org/news/new-edition-of-wfme-standards-for-postgraduate-medical-education/

10. Pelaccia T. Motivation in medical education / T. Pelaccia // Medical Teacher. – 2017. – Vol. 39, № 2. – Р. 136 –140. DOI: 10.1080/0142159X.2016.1248924.


Рецензия

Для цитирования:


Рябова Т.В., Мухарямова Л.М. Междисциплинарное исследование мотивации как фактора успешной профессиональной адаптации ординаторов. Медицина и экология. 2023;(2):60-67. https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2023-107-2-60-67

For citation:


Ryabova T.V., Mukharyamova L.M. Interdisciplinary research of motivation as a factor of successful professional adaptation of residents. Medicine and ecology. 2023;(2):60-67. (In Russ.) https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2023-107-2-60-67

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-6045 (Print)
ISSN 2305-6053 (Online)