Preview

Медицина и экология

Расширенный поиск

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ» В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ 2 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Г. СЕМЕЙ

Аннотация

Обучение в системе высшего образования относится к категории умственного труда с напряжением памяти и внимания, особенно в периоды повышенной ответственности. У студентов во время зачетной недели, экзаменационной сессии, рубежных контрольных точек и модулей значительно возрастают тревожность, интеллектуальная и эмоциональная нагрузка. От студента требуется умение добывания, переработки, критической оценки информации и применения ее в практической деятельности. Эти умения в значительной степени зависят от интеллектуального уровня студента. Формирование конкурентоспособного специалиста реализуется посредством высокой физической и умственной работоспособности. Все это определяет актуальность и необходимость развития интеллекта, что, возможно, достигается овладением нетрадиционным методом чтения, повышающим скорость чтения у студентов начальных курсов ГМУ г. Семей. Цель работы: изучение эффективности комплексной программы «Повышение интеллектуального уровня» в развитии интеллекта в процессе обучения скорочтению студентов 2 курса Медицинского университета г. Семей. Материалы и методы: в эксперименте приняли участие 168 студентов 2 курса общемедицинского и стоматологического факультетов Медицинского университета г. Семей для достижения поставленной цели. Проанализированы особенности традиционного метода чтения, предложена Комплексная программа «Повышение интеллектуального уровня», состоящая из 10 разделов: В течение 3 мес. студенты осваивали Комплексную программу, проведено анкетирование «Как вы читаете?». У всех студентов до и после освоения Комплексной программы определяли интегральный показатель интеллекта (IG), скорость чтения (V) и уровень механической памяти (М/п). Через 3,5 мес. после полного освоения Комплексной программы по повышению интеллекта проведено итоговое тестирование: определяли интегральный показатель интеллекта (IG) и скорость чтения (V). Полученные цифровые данные подвергнуты статистической обработке методом Монцевичюте-Эрингене [19]. Результаты и обсуждение: применение интегрального и дифференциального алгоритма чтения позволяет дифференцировать нужное от не нужного, определять смысл текста и его доминанту. Результаты итогового тестирования показали, что интегральный показатель интеллекта IG и скорость чтения у студентов общемедицинского и стоматологического факультетов достоверно выросли Выводы: при овладении и использования при чтении интегрального алгоритма студентами медицинского университета скорость чтения повышается в зависимости от исходного интеллектуального уровня от 1,28 до 3,96 раза. При использовании при чтении интегрального и дифференциального алгоритмов и чтении без регрессии уровень интеллекта у профессионалов и любителей выравниваются. Результаты комплексного тестирования показали, что интегральный показатель интеллекта IG у студентов общемедицинского и стоматологического факультетов достоверно вырос в 1,19 и 1,22 раза соответственно. Скорость чтения повысилась как у студентов 2 курса общемедицинского, так и стоматологического факультетов на 3,41 и 7,5 раза соответственно.

Об авторах

Б. А. Жетписбаев
НАО «Медицинский университет Семей»
Казахстан


Ф. С. Рахимжанова
НАО «Медицинский университет Семей»
Казахстан


Х. С. Жетписбаева
НАО «Медицинский университет Семей»
Казахстан


Г. А. Терликбаева
Казахский национальный медицинский университет им. Асфендиярова
Казахстан


Г. М. Токешева
НАО «Медицинский университет Семей»
Казахстан


С. О. Рахыжанова
НАО «Медицинский университет Семей»
Казахстан


Список литературы

1. Андреев О. А. Учитесь быстро читать /О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. - М.: Просвещение, 1991. - 60 с.

2. Андреев О. А. Техника быстрого чтения /О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. - М.: Прометей, 1991. - 160 с.

3. Бажин А. В. Оперативная память и уровни постоянного потенциала головного мозга у лиц с высокой физической активностью при транзиторной физиологической гипоксии: Автореф. дис..канд. биол. наук. - Уфа, 2007. - 22 с.

4. Безденежных Б. Н. Психофизиологические закономерности взаимодействия функциональных систем при реализации деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук. - М., 2004. - 24 с.

5. Гречнева А. Н. Индивидуальные особенности нервной деятельности и физической возможности будущих учителей: Автореф. дис.канд. биол. наук. - М., 2009. - 22 с.

6. Дорянкина Е. К. Моделирование образовательной системы вуза по развитию студентов как субъектов профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Хабаровск, 2012. - 16 с.

7. Дубинина М. Г. Развитие психометрического интеллекта у студентов технического вуза: Автореф. дис.канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 18 с.

8. Жетписбаев Б. А. Значение дифференциального алгоритма и ВНС на скорость чтения /Б. А. Жетписбаев, Г. А. Терликбаева // Матер. ХІІІ междунар. науч.-практ. конф. «Экология. Радиация. Здоровье». - Семей, 2017. - С. 55.

9. Жетписбаев Б. А. Значение интегрального алгоритма чтения и ВНС в повышении интеллектуального уровня у студентов ГМУ г. Семей /Б. А. Жетписбаев, Г. А. Терликбаева //Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Современная наука: состояние и пути развития». - Семей, 2016. - С. 198-201.

10. Жетписбаев Б. А. Влияние периферического зрения на типы ВНС в повышении скорости чтения /Б. А. Жетписбаев, Г. А. Терликбаева //Матер. ХІІІ междунар. науч.-практ. конф. «Экология. Радиация. Здоровье». -Семей, 2017. - С. 53.

11. Жетписбаев Б. А. Комплексная программа «Повышение интеллектуального уровня» /Б. А. Жетписбаев, Г. А. Терликбаева. Авторское право №1537 от 01. 08. 2016.

12. Жетписбаев Б. А. Применение артикуляции при чтении у разных типов ВНС /Б. А. Жетписбаев, Г. А. Терликбаева //Матер. ХІІІ междунар. науч.-практ. конф. «Экология. Радиация. Здоровье». - Семей, 2017. - С. 54.

13. Жетписбаев Б. А. Роль периферического поля зрения в процессе чтения /Б. А. Жетписбаев, Г. А. Терликбаева //Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Современная наука: состояние и пути развития». - Семей, 2016. - С. 202-204.

14. Игнатьева И. С. Нейрофизиологические механизмы зрительной рабочей памяти у подростков на начальных стадиях полового созревания и взрослых: Автореф. дис.канд. пед. наук. - М., 2008. -22 с.

15. Казин Э. М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности /Э. М. Казин, В. И. Иванов, Н. А. Литвинова //Физиология человека. - 2002. - Т. 28, №3. - С. 23-29.

16. Морозова Л. В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет: Автореф. дис..канд. биол. наук. - Архангельск, 2008. - 24 с.

17. Никитина Т. Б. Самоучитель по развитию памяти. - М.: Международное агентство, 2000. - С. 51-53.

18. Тихомирова С. В. Развитие внимания программированными методиками в процессе обучения скорочтению в юношеском возрасте: Автореф. дис.канд. психол. наук. - Алматы, 2002. - 16 с.

19. Монцевичюте-Эрингене Е. В. Упрощенные математико-статистические методы в медицинской исследовательской работе // Патол. физиология и эксперим. терапия. -1961. - №1. - С. 71-76.


Рецензия

Для цитирования:


Жетписбаев Б.А., Рахимжанова Ф.С., Жетписбаева Х.С., Терликбаева Г.А., Токешева Г.М., Рахыжанова С.О. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ» В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ 2 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Г. СЕМЕЙ. Медицина и экология. 2019;(3):76-84.

For citation:


Zhetpisbayev B.A., Rakhimzhanova F.S., Zhetpisbaeva H.S., Terlikbayeva G.A., Tokesheva G.M., Rahyzhanova S.O. ESTIMATION OF COMPLEX PROGRAM EFFICIENCY «INTELLECTUAL LEVEL INCREASING» IN INTELLIGENCE DEVELOPMENT OF THE 2-YEAR STUDENTS OF SEMEY STATE MEDICAL UNIVERSITY. Medicine and ecology. 2019;(3):76-84. (In Russ.)

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-6045 (Print)
ISSN 2305-6053 (Online)