Preview

Медицина и экология

Расширенный поиск

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ»

Аннотация

Целью исследования явилась оценка эффективности внедрения элементов виртуальных технологий в учебный процесс по дисциплине «Основы общей врачебной практики». Материалом исследования послужил разработанный электронный клинический сценарий (кейс), основанный на виртуальном пациенте. Применен метод Problem-based Learning с использованием клинического сценария (кейса) с проблемой «Острый живот» виртуального пациента, адаптированный к реальному случаю и внедрен в часы самостоятельной работы студента с преподавателем дисциплины «Основы общей врачебной практики» у студентов 5 курса по специальности «Общая медицина» - у 86 студентов, обучающихся на казахском языке, у 45 студентов - на русском языке. Сценарий разрабатывался при помощи специальной компьютерной программы Open Labyrinth. Для оценки внедрения элементов виртуальных технологий в активные методы преподавания разработана «Анкета по внедрению активного метода обучения - «Виртуальный пациент». Как показывает опыт, внедрение клинических сценариев на виртуальном пациенте в активные методы преподавания позволяет приблизить обучающихся к реальной практике, избежать медицинских ошибок, а также развить профессиональные компетенции, направленные на коммуникативную, диагностическую, лечебную, профилактическую, реабилитационную, научно-исследовательскую деятельность. Результаты анкетирования показали, что большинство студентов предпочитают проведение занятий самостоятельной работы студента с преподавателем с использованием кейсов с виртуальным пациентом - 81 (94%) обучающихся на казахском языке, 43 (96%) -на русском языке. Также, по данным анкетирования 88% студентов русского и 92% студентов казахского отделения отмечают, что данная форма обучения развивает у обучающихся профессиональные компетенции, направленные на коммуникативную, диагностическую, лечебную, профилактическую, реабилитационную, научно-исследовательскую деятельность. Так, коммуникативные навыки развились у 86% студентов, клинические навыки диагностики наиболее распространенных заболеваний на уровне ПМСП - у 88%, клинический навык в лечебной деятельности - у 78%, клинический навык в профилактической деятельности - у 80%, клинический навык в реабилитационной деятельности - у 52%, клинический навык в научно-исследовательской деятельности - у 52%.

Об авторах

М. С. Серикова
Медицинский университет Караганды
Казахстан


К. А. Алиханова
Медицинский университет Караганды
Казахстан


Т. О. Абугалиева
Медицинский университет Караганды
Казахстан


В. А. Жакипбекова
Медицинский университет Караганды
Казахстан


А. Т. Такирова
Медицинский университет Караганды
Казахстан


Список литературы

1. Глобальная задача ВОЗ (2017 год): www.who.int/patientsafety/medication-safety/en/

2. Богуцкая Н. К. Виртуальные пациенты в обучении интегрированному ведению болезней детского возраста //Смоленский медицинский альманах. - 2016. - С. 64-68.

3. Врачебные ошибки как причина осложнений лекарственной терапии /В. К. Лепахин, А. В. Астахова, Е. А. Овчинникова, Л. К. Овчинникова //Качественная клиническая практика. - 2002. - №1. - С. 56-59.

4. Забокрицкий Н. А. Инновационность и профессионализация в системе высшего образования //Матер. Евраз. конгр. «Медицина, фармация и общественное здоровье». - Екатеринбург, 2013. - С. 553-557.

5. Леотсакос А. Решения безопасности пациентов. Качество медицинских услуг, безопасность пациентов и аккредитация http:// www.rcrz.kz/files/conf.pdf

6. Лечение без вреда: Третья глобальная проблема безопасности пациентов в ВОЗ http://tame-project.org

7. Опыт внедрения алгоритмизированного «виртуального пациента» в педагогическую практику по дисциплине «Офтальмология» /Б. С. Ахмадьярова, Ю. А. Шустеров, В. П. Риклефс и др. //Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2017. - №2. -С. 12-19.

8. Поцелуев Е. Л. Медицинская ошибка и преступление: равнозначные понятия? /Е. Л. Поцелуев, А. Е. Горбунов //Наука. Общество. Государство. - 2017. - Т. 5, №1. - http:// esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online)

9. Программа ВОЗ по обеспечению безопасности пациентов. https: //www.who.int> patientsafety>about>programmes

10. Billings С. Incident reporting systems in medicine and experience with the aviation safety reporting systems. A Tale of Two Stories: (contrasting Views of Patient Safety. National Patient Safety Foundation, American Medical Association. - Chicago Illinois, 1998. - 344 p.

11. Medication errors in a pediatric department /P. M. Olsen, H. Lorentzen, K. Thomsen, A. Fogtmann //Ugeskr. Laeger. - 1997. - V. 14. - Р. 2392-2395.

12. The nature of adverse events in hospitalized patients: Results of the Harvard Medical Practice Study /L Leape, Т. Brennan, N. Laird et al. //New Engl. J. Med. - 1991. - V. 324. - Р. 377-384.

13. The replacement of «paper» cases by interactive online virtual patients in problem-based learning /T. Poulton, E. Conradi, S. Kavia et al. // Med. Teach. - 2009. - V. 31. - P. 752-758.


Рецензия

Для цитирования:


Серикова М.С., Алиханова К.А., Абугалиева Т.О., Жакипбекова В.А., Такирова А.Т. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ». Медицина и экология. 2020;(4):116-123.

For citation:


Serikova M.S., Alikhanova K.A., Abugaiiyeva T.O., Zhakipbekova V.A., Takirova A.T. THE RESULTS OF INTRODUCING ELEMENTS OF VIRTUAL TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DISCIPLINE «FUNDAMENTALS OF GENERAL MEDICAL PRACTICE» . Medicine and ecology. 2020;(4):116-123. (In Russ.)

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-6045 (Print)
ISSN 2305-6053 (Online)